Бордюр рядовой БР – один из типов бетонных и железобетонных бортовых камней из мелкозернистого (песчаного) и тяжелого бетонов. Прямые рядовые камни БР широко применяются в дорожном строительстве и благоустройстве для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта, обособления трамвайных путей и т. д.
Изготавливаются в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
Камни БР представляют собой прямоугольную плиту, верхняя часть которой имеет скос в одну сторону. Нижние, верхние и вертикальные грани взаимно перпендикулярны. Допускается изготовление изделий с технологическим уклоном не лицевых вертикальных граней до 5 %, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и не лицевых – до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.
Класс бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5.
Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства:
- при расчетной температуре наружного воздуха выше -5 OC – F100;
- от -5 OC до -15 OC – F150;
- от -15 OC до -45 OC – F200;
- ниже -45 OC – F300.
Водопоглощение бетона не должно превышать (в процентах от массы):
- 6 % для бортовых камней из мелкозернистого бетона;
- 5 % – для камней из тяжелого бетона.
Железобетонные бортовые камни армируются сварными сетками и объемными каркасами из предварительно напрягаемой или ненапрягаемой стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры применяется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-IV и А-V или термо-механически и термически упрочненная сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V. В качестве ненапрягаемой арматуры используют стержневую горячекатаную сталь классов А-I и А-III и обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I. Монтажные петли изготавливают из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I.
Бортовые камни БР, выполненные из армированного высокопрочной сталью бетона, способны выдерживать любые механические нагрузки, в т. ч. столкновение с транспортными средствами.
Благодаря низкой проницаемости бетона они с легкостью переносят воздействие любых климатических факторов (атмосферные осадки, колебания температуры воздуха), могут эксплуатироваться во влажной среде, не разрушаются под воздействием химических соединений.
Высокая прочность железобетона позволяет бортовым камням препятствовать смещению грунта, укреплять дорожное покрытие и тротуарную плитку. Применение высокопрочных бордюров из железобетонных бортовых камней увеличивает срок эксплуатации дорожных и тротуарных покрытий.
Важное преимущество бортовых камней БР ─ простота монтажа и ремонта.
Они устанавливаются непосредственно в грунт (тротуарные бордюры) или на бетонное снование (дорожные и магистральные бордюры).
Монтаж включает подготовку траншеи, в которую погружают камни. Ширина траншеи чуть больше ширины бордюров.
Ее трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Затем в ней размещают бортовые камни БР, таким образом, чтобы заглубленная т надземная части камня были равны по высоте.
В зазоры, оставшиеся с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливают укрепляющий раствор, состоящий, как правило, из песка, цемента и воды.
В случае необходимости ремонта бордюра на каком-либо участке поврежденный элемент легко заменяется новым.
Марка | Вес 1шт | Длина ,мм | Ширина ,мм | Высота ,мм | Объем бетона м3 |
---|---|---|---|---|---|
БР (Бордюр рядовой) 100-20-8см | 40 кг | 1000 мм | 80 мм | 200 мм | 0,016 м3 |
БР (Бордюр рядовой) 100-30-15см | 100 кг | 1000 мм | 150 мм | 300 мм | 0,043 м3 |
БР (Бордюр рядовой) 100-30-18см | 120 кг | 1000 мм. | 180 мм | 300 мм | 0,052 м3 |
БР (Бордюр рядовой) 300-30-15см | 320 кг | 3000 мм | 150 мм | 300 мм | 0,126 м3 |
БР (Бордюр рядовой) 300-30-18см | 380 кг | 3000 мм | 180 мм | 300 мм | 0,153 м3 |